X
ЖЕТЫГЕН
ЖЕТЫГЕН
древний многострунный щипковый музыкальный инструмент казахского народа.

Фотографии

Об инструменте
ЖЕТЫГЕН – древний многострунный щипковый музыкальный инструмент казахского народа. Достоверных источников об истории инструмента нет, но всё-таки появление примерно датируют V-IV вв. до н.э., соотносят с образованием древних многострунных инструментов. Изготовление инструмента: Своеобразные особенности имеют колки и струны инструмента. В старину инструмент был довольно примитивным, струны натягивали из конских волос. Ныне их можно заменить другими материалами. Виды струн жетыгена: а) из конских волос; б) из кишок животного; в) струны из провода; г) струны из лески. Легенда о жетыгене: В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падёж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй «Карагым» («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»); четвертому — Бекену посвящается кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетыгеннын жетеуы» («Семь кюев жетыгена»).

Поделиться в соц. сетях: