ДОМБЫРА – выдающийся музыкальный инструмент среди всех инструментов казахского народа.
Домбра – любимый всем народом, широко распространённый и с богатой историей инструмент. В истории нации домбра делила все горести и печали, счастье пополам с народом, был утешением в трудные времена. Домбыра – самый древний вид струнных инструментов.
В ХIX в. домбра была самым распространённым инструментом в быту народа.
Инструмент состоит из нескольких частей. Это: голова (также называют ладонь), колки, лады, гриф, корпус, дека, порожек (шайтан тиек, основной тиек, табалдырык тиек) и струны. Для каждой составляющей инструмента присуще свое название. Например, у домбры есть три порожка, первый, на который закрепляют струны и находится снизу корпуса, называется «окше тиек» (или «кепил», «туйме»). Второй – основной порожек, установленный на деке и сдвигаемый в разные стороны. Третий – «верхний порожек» находится между грифом и колками.
Легенда о домбыре: Давно это было. Очень давно… Еще, когда домбыра была четырехструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын от первой жены Бортэ по имени Джучи. Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Тогда жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель, расширявших территориальные границы степного государства моголов (так раньше назывались монголы). Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын - Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.
Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и монголов, существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «черную» - жестоко наказывать.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти. Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть...
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина…
И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли,… лопнули.
С той поры у домбыры осталось только две струны, но она по-прежнему поет.
…много легенд сложено о домбыре и это одна из них.
В мемориальном зале представлены подлинные инструменты певцов-исполнителей и кюйши-композиторов ХІХ-ХХ вв., творчество которых именуется "Золотым веком" в истории казахской музыки.