«Казахконцерт» всегда открыт и готов к сотрудничеству
В Государственной концертной организации «Казахконцерт» открылся новый Республиканский центр концертно-гастрольной деятельности государственных концертных организаций. Этот центр открыли по инициативе Министерства культуры и спорта РК, о чем журналисту «МК» в эксклюзивном интервью рассказал композитор и заслуженный деятель Казахстана, директор «Казахконцерта» Женис Сейдуллаулы.
— Что изменилось в творческой жизни «Казахконцерта» с тех пор, как вы его возглавили два года назад?
— Мы начали с того, что провели ревизию всех коллективов, которые у нас работают, чтобы иметь более точное представление, с кем и чем предстоит иметь дело, попутно выясняя творческие цели каждого. В «Казахконцерте» замечательные коллективы — это, во-первых, Государственный оркестр Академии солистов, созданный Айман Мусаходжаевой. Во-вторых, это талантливый молодой коллектив «Астана Мюзикл», успевший всего за четыре года полюбиться зрителям не только в Казахстане, но и далеко за рубежом. Также в составе «Казахконцерта» плодотворно работает государственное «Форте трио», основателем которого является заслуженный деятель РК Тимур Урманчеев. А вот что касается непосредственно музыкальных, вокально-инструментальных коллективов, нам пришлось над этим поработать. В результате у нас теперь есть ВИА Saz&soul. Душой ансамбля стал молодой мультиинструменталист Адильжан Толукпаев.
Кроме того, ранее в организации были также и народные коллективы, однако на их основе мы решили создать нечто новое под названием «Астана сазы», в котором также есть свой мультиинструменталист Бауыржан Актаев, который переехал в столицу из Актау.
И все эти перемены были не случайны, ведь Нур-Султан постепенно становится той столицей, где культура все больше набирает вес, да и многие общественно-политические мероприятия проходят здесь. А значит, и творческие коллективы у города тоже должны быть свои, не приглашенные.
— Однако в ваших рядах много и известных имен...
— Да, мы начали приглашать молодые таланты, которые хотят стать настоящими профессионалами с большой буквы, а не просто по гастролям ездить. Мы создаем им для этого все условия. Надеюсь, что со временем у них будут свои поклонники, своя публика. Мы договорились, что они будут работать по свободному графику, но имена, такие как, например, Димаш Кудайберген, Молдир Ауелбекова или певец Ернар Садирбаев, который выступает под творческим псевдонимом Амре, будут звучать под эгидой «Казахконцерта». Ведь для музыканта главное — это свобода, особенно в творческом самовыражении. Потому что творческий человек не должен быть привязан к конкретному графику в своей повседневной жизни, приходя на работу к 9.00 и покидая ее вечером, строго в шесть часов, как любой офисный чиновник. Я сам познал это на практике. Так что, подводя итоги, могу сказать, что эстрадное направление у нас получилось весьма полноценным. Да и вообще, мы стремимся и всегда стремились к тому, чтобы название нашей организации звучало не только в первых рядах, но и высоко ценилось. Иными словами, главный музыкальный очаг страны должен быть здесь, в центре Евразии, в столице Казахстана.
— Что вы думаете о недавно созданном Республиканском центре концертно-гастрольной деятельности государственных концертных организаций?
— Оговорюсь сразу — центр создали не для того, чтобы вернуть ту вертикаль, которая была ранее, до того, как Казахстан приобрел независимость. Я прекрасно знаю, что это такое, так как мне доводилось когдато работать в системе «Казахконцерта» и в ансамбле «Гульдер» в том числе. Так вот, вся гастрольная карта, как и отобранный репертуар, находилась под эгидой «Казахконцерта», который к тому же занимался распределением бюджета. Тогда как сегодня финансирование исходит от областных органов власти.
Однако то, чего мы опасались, на самом деле легко разрешилось — практически все руководители музыкальных коллективов, организаций изъявили желание работать в этом плане с нашим «Казахконцертом». Проще это должно стать и в отношении расписания гастролей, например, чтобы в одной области не было перебора выступающих артистов, поскольку этот вопрос давно поднимали на уровне правительства. Скажем, Минкультуры иногда не владело информацией о том, какова гастрольная карта областных музыкальных коллективов, или почему, например, на зарубежные гастроли чаще всего выезжали ансамбли из Нур-Султана или Алматы. Хотя на периферии зачастую музыканты по своему уровню профессионализма не уступали столичным коллективам.
Кроме того, централизация позволит поднять имидж музыкальных коллективов страны, позволяя отслеживать различные моменты — в каких костюмах, с какими инструментами и с репертуаром какого качества будут выступать казахстанские артисты не только за рубежом, но и в целом гастролируя по республике.
— Наверняка вам уже успели высказать мнение, что все это может навредить творческой свободе выражения артистов...
— Позволю себе повториться в отношении того, что централизация гастрольной деятельности сегодня является объективной необходимостью. Ведь гастрольная деятельность — это важное направление нашей работы, благодаря которой лучшие образцы отечественной культуры успешно могут быть представлены не только в Казахстане, но и на международном пространстве. И мы сейчас создали все условия для полноценного осуществления гастрольной деятельности наших артистов. Плюс необходимо понимать, что централизация гастрольной политики позволит осуществлять не только контроль уровня и качества мероприятий, но и станет механизмом укрепления культурного облика РК в мировом сообществе. В этой связи мне хотелось бы еще раз сказать о том, что «Казахконцерт» всегда открыт и готов к сотрудничеству. Тем более что сегодня мы привлекаем из областей талантливую музыкальную молодежь в наши специализированные вузы и колледжи, которой мы можем помочь в дальнейшем получить серьезное музыкальное образование. Собираемся мы также выезжать в отдаленные уголки республики, чтобы наши профессионалы могли показывать мастер-классы тем, кто в этом нуждается, но по каким-то причинам не может это осуществить на месте. Например, это могут быть такие занятия по музыке, как изучение звучания различных инструментов, изучение работы музыкальных трио, квартетов. То есть, как вы понимаете, будет происходить нужный и важный обмен опытом на профессиональном уровне, в результате чего в выигрыше должны оказаться все.
— Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос о фонограммах.
— Я разговаривал с разными музыкантами на эту тему. Потому что, согласно новым правилам, если исполнитель будет петь под фонограмму, то об этом он должен сообщить заранее во время продажи билетов или рекламы своего концерта. Более того, об этом в обязательном порядке должно быть указано и в афишах. Хотя в этом случае может быть небольшое исключение, например, если из 15 исполняемых песен две-три — в перерывах — будут исполнены под фонограмму, что сегодня вполне используют в мировом музыкальном сообществе, и причин тому несколько. Одна из них, и довольно серьезная — это то, что не везде есть хорошая музыкальная аппаратура, которая влияет на качество исполнения. Но этот факт вовсе не означает, что те музыканты, которые хотят и будут завоевывать себе имя на музыкальных просторах республики, смогут этим прикрываться. Вовсе нет. Большинство меня заверили в том, что они пели, и будут петь «вживую».
— Из чего состоит ваш творческий день — руководителя такой большой организации, как «Казахконцерт» и в то же время известного музыканта и композитора?
— Спасибо за вопрос. Скажу, что мой творческий день начинается чаще всего после обеда. Тогда как до обеда я директор и комендант центрального концертного зала «Казахстан». Побыв администратором и заслушав отчеты от своих сотрудников о том, что произошло в стенах нашего заведения, после обеда я уделяю время творческому процессу, сажусь за рояль, чтобы не забыть, что, помимо всего прочего, я в первую очередь музыкант и должен быть в этой самой музыке, помнить о ней, находиться в абсолютной музыкальной форме. И, когда мне попадаются хорошие тексты, не могу удержаться — пропускаю их в буквальном смысле через себя. Потому как в 95 процентах случаев я пишу свои композиции уже на готовые слова, и только когда я прочувствую все это, у меня, может, и получается хорошая музыка. А еще, знаете... В последнее время меня не покидает ощущение, что я должен выполнить свою истинную миссию, досочинять, досмотреть, доделать. И потому стараюсь как можно больше внимания уделять творчеству, удовлетворять свою потребность в музыке. Кстати, я начинал свой путь в искусстве как инструменталист и только потом пришел к песне. Так вот, я сейчас стараюсь находить и поднимать свои ранние произведения, которые написал когда-то, но которые по ряду причин оказались отложены, как говорят, в стол. И вместе с тем у меня рождаются новые мелодии, которые позволяют шагать в ногу со временем.
— Традиционный вопрос: ближайшие творческие планы «Казахконцерта»?
— У нас запланированы гастрольные туры в такие города, как Жезказган, Балхаш. Планировали мы выехать и в Италию, но теперь из-за вспышки в этой стране коронавируса нам придется перенести поездку на осень. Зовут нас в Турцию, Москву — кстати, в связи с празднованием 75-летия Великой Победы. Думаем также показать зрителям из Санкт-Петербурга мюзикл «Алия». А еще в самые ближайшие дни — 14 марта — мы хотим дать концерт, который проводим вот уже третий год подряд и который можно назвать «Встреча после долгой разлуки». Приурочен он будет к празднованию Наурыза, который приходит к нам не 21 марта, а на целую неделю раньше. Во всяком случае таковы были обычаи нашего народа, а это значит, что совсем скоро Наурыз начнет свое шествие по стране.
Поделиться в соц. сетях:
Форма заявки
Submit an application